Дополнительные выплаты работникам

Дополнительные выплаты работникам

При осуществлении дополнительных выплат работодателю следует руководствоваться не только специальным законодательством, регламентирующим вопросы оплаты труда сотрудников, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые предусматривают возможность установления других дополнительных выплат и надбавок.

К. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел России по г. Екатеринбургу (далее – УМВД России по г. Екатеринбургу) о взыскании дополнительной оплаты за осуществление охраны, содержания, конвоирования лиц, больных туберкулезом.

В обоснование иска указал, что с марта 2002 года по апрель 2018 года проходил службу в изоляторе временного содержания (далее – ИВС) УМВД России по г. Екатеринбургу, с 23 января 2015 года – в качестве начальника ИВС. В указанный период ему не производилась дополнительная оплата труда за работу во вредных условиях.

Решением суда первой инстанции иск оставлен без удовлетворения.

Судебная коллегия по гражданским делам отменила решение суда первой инстанции ввиду следующего.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что п. 1 ст. 15 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) (далее – Федеральный закон № 77-ФЗ) в качестве гарантий работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, и приравненным к ним работникам установлены сокращенная продолжительность рабочего времени и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, при этом дополнительная оплата в связи с вредными условиями труда действующей редакцией Федерального закона № 77-ФЗ не предусмотрена.

Однако данный вывод суда первой инстанции сделан с нарушением норм материального права.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2001 года № 892 «О реализации Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» поручено Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти утвердить Перечень должностей медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда (далее – Перечень).

Перечень утвержден 30 мая 2003 года Приказами Министерства здравоохранения России № 225, Министерства обороны России № 194, Министерства внутренних дел России № 363, Министерства юстиции России № 126, Министерства образования России № 2330, Министерства сельского хозяйства России № 777, Федеральной пограничной службы России № 292.

Пунктом 4.2 раздела 4 Перечня среди должностей работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза в учреждениях системы МВД России, поименована должность «начальник изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых».

В силу примечаний к этому разделу дополнительную оплату труда личному составу в соответствии с п. п. 4.2, 4.3, 4.4 указанного раздела необходимо определять ежемесячно приказом руководителя (начальника, командира) учреждения (подразделения) за фактическое время (дни, смены) работы сотрудника (работника, военнослужащего, лица из числа гражданского персонала) в условиях контактирования с больными туберкулезом при исполнении служебных обязанностей по согласованию с вышестоящим медицинским учреждением (подразделением) и центром госсанэпиднадзора.

Представитель ответчика пояснила, что в спорный период такие приказы не издавались, перечень сотрудников в соответствии с Перечнем не утверждался, учет фактического времени службы истца в условиях контактирования с больными туберкулезом в активной форме при исполнении служебных обязанностей не велся. При этом представитель ответчика не отрицала, что на рабочем месте истца, проходившего службу в спорный период в должности начальника ИВС у ответчика, имелась опасность инфицирования микобактериями туберкулеза. Данное обстоятельство подтверждается представленными по запросу судебной коллегии по гражданским делам документами по аттестации рабочего места начальника ИВС в 2011 году и документами по результатам проведения специальной оценки условий труда начальника ИВС в декабре 2016 года.

Доводы представителя ответчика о том, что невозможно руководствоваться Перечнем - подзаконным актом, противоречащим специальным Федеральным законам, являются ошибочными. 

Действительно, специальными нормативными актами не предусмотрена оплата за прохождение службы во вредных условиях.

Вместе с тем в силу ч. 17 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации помимо дополнительных выплат и надбавок, предусмотренных данным Федеральным законом, сотрудникам могут устанавливаться другие дополнительные выплаты и надбавки. Указанные дополнительные выплаты и надбавки устанавливаются дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых сотрудниками задач.

Таким образом, специальное законодательство, регламентирующее вопросы оплаты труда сотрудников органов внутренних дел, предусматривает возможность установления доплат нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный закон № 77-ФЗ, как и принятые во исполнение данного Закона Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2001 года № 892 и Перечень, являются специальными нормативными актами по отношению к Федеральному закону от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральному закону от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку в данных Федеральных законах не урегулирован вопрос предоставления компенсаций лицам, осуществляющим работу в условиях опасности инфицирования туберкулезом.

По делу принято новое решение об удовлетворении исковых требований К.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам

Свердловского областного суда от 16 мая 2019 года по делу № 33-7132/2019

Бюллетень судебной практики по гражданским делам Свердловского областного суда за 2 квартал 2019 года


ПОЛУЧИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ ЮРИСТА ПО ТЕЛЕФОНУ

Данный сайт носит исключительно информационный характер, вся информация носит ознакомительный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ.
Консультанты сайта вправе отказать в консультировании без объяснения причины.
Представленная на сайте информация может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.

Политика конфиденциальности и Согласие на обработку персональных данных

юридическая-консультация-екатеринбург.рф 2014-2019