Оформление ценников на товар

Оформление ценников на товар

Наглядность и доступность информации о товаре и его характеристиках может быть обеспечена только посредством использования ценников, при этом остальные способы доведения этой информации до потребителя являются дополнительными и ценники не заменяют.

Прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью
«А» (далее – ООО «А») о возложении обязанности обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые в аптеке товары.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой на основании обращения К. проведена проверка исполнения законодательства о защите прав потребителей в деятельности ответчика, осуществляющего торговлю медицинскими препаратами, лекарствами, косметической и иной продукцией в аптеке. По результатам проверки установлено, что в аптеке не обеспечено наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием цены и иной необходимой информации о товаре. Такая информация предоставляется покупателю при непосредственном обращении к фармацевту либо посредством использования сенсорного экрана, установленного в торговом зале аптеки. Прокурор полагал, что применяемый ответчиком способ информирования потребителей нельзя расценивать как доведение информации о товаре в наглядной и доступной форме, позволяющей потребителю правильно, своевременно и самостоятельно выбрать товар, исходя из его цены и цены аналогов. Просил суд возложить на ответчика обязанность обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые в аптеке товары.

Решением суда первой инстанции иск удовлетворен.

Судебная коллегия по гражданским делам, рассмотрев апелляционную жалобу ответчика, оставила решение суда первой инстанции без изменения, указав следующее.

Согласно п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от
19 января 1998 года № 55 (далее – Правила), продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.

В соответствии с п. 19 Правил продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. Допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло.

Согласно п. 35 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 августа 2016 года № 647н, информация о лекарственных препаратах, отпускаемых без рецепта, может быть размещена на полке в виде постера, воблера и иных носителях информации в целях предоставления покупателю возможности сделать осознанный выбор товара аптечного ассортимента, получить информацию о производителе, способе его применения и с целью сохранения внешнего вида товара. Также в удобном для обозрения месте должен быть помещен ценник с указанием наименования, дозировки, количества доз в упаковке, страны производителя, срока годности (при наличии).

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции руководствовался приведенными нормами и исходил из того, что наглядность и доступность информации о товаре и его характеристиках могут быть обеспечены только посредством использования ценников, при этом остальные способы доведения этой информации до потребителя (в том числе и посредством сенсорного экрана электронной витрины) являются дополнительными, ценники не заменяют.

Судебная коллегия по гражданским делам признала такие выводы суда первой инстанции правильными, указав, что при размещении товаров на полках витрин наглядным и доступным способом своевременного доведения до покупателей информации о товарах, их цене будет размещение в непосредственной близости от этих товаров ценников, тогда как для получения информации через электронное устройство (которое установлено одно в аптеке) необходимо отходить от витрины, запомнив наименование препарата (для его последующего ввода), при пользовании кем-либо этой системой покупатель лишен возможности получить данную информацию.

Более того, доступность такого способа получения информации, при котором необходимо уметь пользоваться электронным устройством, для лиц пожилого возраста также не подтверждена. Требование о наглядности и доступности информации (ее визуальной доступности, то есть доступности взгляду) подразумевает получение ее без совершения покупателем для того дополнительных действий по набору в электронном устройстве названия препарата.

Кроме того, суд апелляционной инстанции отметил, что такой способ получения информации в аптеке, при котором используется одно устройство всеми покупателями, и который предлагается ответчиком в качестве единственно возможного, в период всплеска вирусных заболеваний может приводить к распространению заболеваний среди населения.

Доводы жалобы ООО «А» о том, что ценники не обязательно должны быть бумажными, соответствует положениям п. 19 Правил, однако установленное ответчиком электронное устройство не выполняет функцию ценников в электронном виде. Ответчик не лишен права установить в непосредственной близости от продаваемых товаров, в удобном для обозрения месте ценники на визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло (соблюдая при этом требования доступности, наглядности и своевременности предоставления информации). Таких ценников на товары у ответчика в аптеке не было, следовательно, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск прокурора.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам

Свердловского областного суда от 06 сентября 2019 года по делу № 33-15112/2019

Бюллетень судебной практики по гражданским делам Свердловского областного суда за 3 квартал 2019 года


Звонок
Оставьте заявку на
бесплатную консультацию
юриста по телефону

Данный сайт носит исключительно информационный характер, вся информация носит ознакомительный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ.
Консультанты сайта вправе отказать в консультировании без объяснения причины.
Представленная на сайте информация может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.

Политика конфиденциальности и Согласие на обработку персональных данных

юридическая-консультация-екатеринбург.рф 2014-2019